womensmusic-1-anons

В музыкальных группах или сольно женщины и девушки со всего мира сочиняют и исполняют музыку и песни, при помощи которых они пытаются озвучить какие-то свои месседжи обществу или конкретным людям. Порой их послания носят глубоко личный характер, но иногда — это будто социальные манифесты, громкие и смелые. Это первая заметка из цикла «Женская музыка», в которой я со своей позиции слушателя попытаюсь проанализировать некоторые альбомы моих любимых исполнительниц, работающих в самых разных жанрах. Здесь — о музыке певиц и вокалисток из России, Украины, Беларуси и Таджикистана.

Наадя — Осколки

Как поёт Эм Калинин из Аффинажа в одной из своих песен: «Первая мысль — это ты, вторая — ты, третья — город и дом, где ты». Надежда Грицкевич, стоящая в основе проекта «Наадя», тот самый случай, когда первая и вторая мысли перед написанием этой заметки у меня были о ней. Да что уж там говорить: и дом у неё свой, особый — его образ у «Наади» кочует из альбома в альбом, то и дело появляясь в качестве спасительного места для её лирической героини.

Сильные, но искусно завуалированные женские темы, которые Надя поднимает в своих песнях, одновременно и понятны и непонятны слушателям вроде меня (возможно, в этом виновато гендерное или возрастное восприятие мира). В моём случае осознание услышанного пришло со временем, когда как следует удалось переварить особо сложные фразы из альбома «Осколки», в котором по сравнению с предыдущим лонгплеем проекта уже чуть меньше сказочного и больше реального. Но как ни переваривай слова и фразы, при первом же прослушивании «Осколки» аккуратно впиваются в тебя, а приносить боль начинают в те моменты, когда сюжеты из песен перебираются в настоящую жизнь.

Слушать на других ресурсах: Soundcloud | Apple Music


АлоэВера — Алимоно

По-хорошему безбашенная, смелая и потому временами очень даже откровенная Вера Мусаелян, собравшая вокруг себя бэнд «АлоэВера» — это, как мне кажется, прекрасный пример представительницы неглупой современной женской поэзии, грамотно уложенной на музыку, под которую хочется есть ватрушки на Обводном, целоваться, устраивать рейволюции и вообще — делать кому-то хорошо (что бы это ни значило). В сравнении с музыкой «Наади», в которой спрятана обоюдная верность что ли, музыка группы «АлоэВера», благодаря в первую очередь её вокалистке, олицетворяет собой нечто радикально-приключенческое. К чёрту скуку! Как говорится, бросайте, девушки, домашних мальчиков и убегайте — а точнее, уплывайте — подальше от серости и уныния! И обязательно в компании красавчика-моряка!

Слушать на других ресурсах: Яндекс.Музыка | Apple Music


Обе Две — План Побега EP (Часть 1)

Катя Павлова и «План Побега» её сольного проекта «Обе Две» — это уже не про лихие приключения, но всё ещё про эскапизм — и он у Кати по-особому романтизированный: романтика в нём такая, к которой, несмотря на её временами гнетущий характер, хочется возвращаться — интимной, томной, чувственной. Вообще, нынешняя Катя в «Обе Две» — это больше про элегантность, чего не скажешь про Катю из 2011 года, написавшую тогда весьма дерзкий и лихой альбом «Знаешь, что я делала». А там и про моряков и про приключения — не про такие жизнерадостные, конечно, как у «АлоэВера», но всё же.

Слушать на других ресурсах: Яндекс.Музыка | Apple Music


Manizha — ЯIAM

Не скажу, что много знаю про Манижу Сангин. Потому что как-то чересчур внезапно её музыка зазвучала в моей жизни. Manizha — про честность в отношениях с теми, кто дорог, и про решительные действия в сторону тех, кто насильно встаёт на пути. Manizha — про любовь к себе (но не про приторный эгоизм) и даже про самоопределение. Героиня песен Манижи трезво оценивает всё, что случается вокруг неё, безо всякой при том романтизации происходящего — мир жесток, мир беспощаден и хитёр, мир вынуждает выживать в нём. Здесь и речи не идёт об эскапизме: всё что остаётся — научиться выживать, перестать бесполезно себя жалеть и начать бороться с тем, что тебя подавляет. Применительно к нынешним реалиям, песни Манижи звучат как нельзя кстати, потому что в какой-то мере даже олицетворяют собой актуальное ныне непримирение с существованием абьюзивных форм деятельности людей.

Сама Манижа параллельно музыкальной деятельности занимается благотворительностью и курирует социальную кампанию, направленную против домашнего насилия. В поддержку деятельности кампании по её инициативе было разработано и запущено бесплатное мобильное приложение «Silsila» на Android и iOS, которое призвано помогать жертвам домашнего насилия: оно позволяет быстро позвать на помощь в экстренной ситуации с помощью тревожной кнопки, а также предлагает список ближайших кризисных центров и убежищ, в которых можно укрыться (здесь должна быть очевидной параллель с «домом» Наади). Приложение было презентовано в том числе с помощью клипа на песню «Мама», который снял режиссёр Ладо Кватания. В видео поднимаются темы домашнего насилия, негативно влияющего на процессы взросления детей.

Слушать на других ресурсах: Яндекс.Музыка | Apple Music


ЯАVЬ — Явь

Чего греха таить: очевидно, что ЯАVЬ — это cайд-проект Лизы Иванцив, более известной широкой аудитории под псевдонимом Ёлка. И несмотря на все придирки некоторых музыкальных критиков по поводу того, что на альбоме нет хитов и запоминающихся мелодических партий (а они там, поверьте, есть), могу сказать, что «Явь» — совершенно точно прорыв. Как минимум, для самой певицы. Потому что артистка, которая своей аудитории даёт то, что аудитория хочет слышать, но в то же время годами копит в себе нечто личное и настоящее, а потом это вот так просто отдаёт, безо всякой навязчивой рекламы и жутких пиар-компаний — это артистка на вес золота.

«Явь», к слову, продолжает тему борьбы с жестокостью мира. Но у Ёлки в отличии от Манижи борьба не всегда индивидуальная. В начале альбома — очевидное отторжение лирической героиней «Яви» сторонней помощи в сопротивлении гнёту мира и стремление к полной независимости в своих действиях; но чем ближе дело к концу лонгплея, тем сильнее героиня Ёлки осознаёт, что один в поле всё-таки не воин. «Явь» — это хорошо звучащая работа, в которой текстовая составляющая грамотно балансирует между хитовыми тривиальными ходами и далеко не поверхностной женской философией.

Слушать на других ресурсах: Яндекс.Музыка | Apple Music


Alina Os — Мечтай

Песни Алины — это записки о юности, проведённой в суете больших городов. Такой, где эффектно взрывающиеся над крышами домов фейерверки эмоций граничат с осознанием нестабильности безумного, вечно куда-то спешащего мира, а мечтательность и вера в чудеса всё никак не утонут во всепоглощающей рутине, потому что сумели вовремя построить себе крепкий плот и уверенно мчат на нём по реке под разводными мостами. Юность у Алины полна жизнерадостности и жизнелюбия, ловко и легко скачущих через зубастые капканы жадных, скучных и бесчеловечных систем. А музыка в её записках подаётся, как нечто стабильно спасающее. Такое, к чему всегда можно обратиться и оно поможет. Например, в случае если пускать фейерверки запретят серьёзные дяди с кожаными портфелями, или плот с двумя отважными путешественниками всё-таки перевернётся, споткнувшись об волну, или кто-то из двух неуловимых прыгучих ловкачей таки угодит в капкан. Музыка в «Мечтай» — панацея как для лирической героини альбома, так и для самого слушателя.

Слушать на других ресурсах: Soundcloud | Apple Music


Рэспубліка Паліна — Бясконцы красавік

Полина Полонейчик, она же Рэспубліка Паліна — белорусская исполнительница, музыку которой стриминговые музыкальные сервисы почему-то помечают жанром «Бардовская песня». Но при этом Полина будто старается всеми силами установленных бардовских рамок избежать. Поэтому музыкально дебютный полноформатный альбом Полины «Бясконцы красавік» — это ни разу не к бардами. Забористый рок-н-ролл на нём сменяется меланхоличными балладами, в свою очередь уступающими место песням, сыгранным чуть ли не под дворовый гитарный бой. В текстовой основе — не побоюсь этого словосочетания — настоящая нерафинированная девочковая лирика, порой достаточно интимная, но в целом очень чистосердечная. Полина в своих песнях, кажется, осознанно отбрасывает в сторону размышления о искусственно созданных для человека окружающей его реальностью сложностях и фокусируется именно на естественных чувствах и нюансах взаимоотношений между людьми — любви друг к другу, любви к матери, любви к Родине.

Слушать на других ресурсах: Soundcloud | Яндекс.Музыка | Apple Music


Один в каное — Один в каное

Напоследок приберёг самый большой и самый минималистично, но при этом сильно звучащий альбом из всех представленных здесь: 2 части и 25 треков, записанных четырьмя людьми, двое из которых девушки — вокалистка Ирина Швайдак и перкуссионистка Елена Давыденко. Украинская инди-фолк группа «Один в каное» даже при своей инструментальной скромности звучит так, что думаешь — а надо ли здесь больше инструментов? А не надо. Мне действительно тяжело оставаться равнодушным к таким неподдельно звучащим песням. Особенно в те моменты, когда я слышу пробивающиеся через прекрасную украинскую песенную речь солистки Ирины Швайдак интонации Долорес О’Риордан из The Cranberries или вокальные приёмы Элсианн Каплетт из Elsiane. Только вот в случае «Один в каноэ» вокал не обрамлён ничем, кроме перкуссии и гитарных партий, благодаря чему группа только выигрывает.

О текстах песен здесь много говорить и не хочется, больше хочется слушать — «Один в каное» весьма схожи с Республикой Полиной в плане освещаемых тем. Вот только Ирина ещё дальше отступает от совершенно взрослых тем, уподобляясь совсем юной девочке, которая смотрит на гулкий необъятный мир с какой-то своей детской наивностью. Мечтательные песни про маму, Жучку, осень, веснушки, рыбок или, например, про волков, олицетворяющих ничто иное как потаённые страхи маленького ребёнка, чередуются с песнями-колыбельными или с песнями с внутренним эмоциональным надрывом, в которых маленькая девочка будто на мгновение взрослеет, да порой так, что примеряет на себя даже, как мне показалось, образ матери. Альбом «Один в каное» — это совсем не про назойливые примитивные хиты, звучащие по радио, это больше про песни, которые хочется запомнить и бережно хранить у самого сердца.

Слушать на других ресурсах: Яндекс.Музыка | Apple Music


Плеер: В городе пропали мальчики